Вытебеть, Лесничество (ок. дер. Еленки) - Козельск
25 апреля - 1 мая 2006 г.

Фототчет по Вытебети 2006    О зиморОдках на реке Вытебеть


Состав (все на "Щуках-3"):

 

 Буба (Хома) - Ежик - байдарка "Шмурзик"

  Жираф - Ленчик - байдарка "Стремительный"

 СенСей - Мухин (Юнга, Кужугетович, Старпом) - "Тяни - Толкай"

 Нафаня - Татьяна - "лодка "Лаки"

  Давид - Маша - байдарка "Желтопузик"

Четыре года пролетели незаметно. И вот мы опять решили сходить на Вытебеть. К сожалению, праздники в этом году выпали не самым лучшим образом, поэтому было решено слегка забить на работу и сорваться из Москвы 25-го вечерней лошадью. К слову сказать, здесь нам немного повезло - с 26 апреля повысилась стоимость жд билетов, но мы успели прорваться.

25.04.2006. Курский вокзал. Отправление фирменного поезда <Москва - Орел> в 23:22. Выползя на платформу, мы обнаружили ждущий нас паровоз. Погрузка не заняла у нас много времени и вот мы уже на перроне пьем пивко, предвкушая уже начавшееся путешествие. Подтянулись провожающие в лице Маратыча и Черного. Все-таки не часто нас провожают в походы :, и еще реже встречают (но об этом позже). Итак, пиво выпито, все пожелания высказаны, обнимания-целования произведены - 23:22, до скорой встречи! Плацкартный вагон оказался новым, чистым и полупустым, с весьма доброжелательной проводницей. Отход ко сну был скор, и в начале первого подавляющее большинство нашей команды приняло горизонтальное положение.

26.04.2006. Орел. 6:32. Прохладно, если не сказать хуже, но небо чистое, солнышко поднимается все выше, обещая хорошую погоду. На платформе не обнаруживаю любимого ларька, в котором обычно покупаю пиво на пути в Севастополь. В 6:50 перетащились на привокзальную площадь и стали высматривать "Газель". Жираф, ответственный за доставку нас из Орла на реку, начинает названивать водителю. Буквально через несколько минут на площадь, лихо закладывая виражи, вылетает наша "Газэлка". Пока мы загружаемся, Саша (водитель) изучает карту и сокрушается, что если бы знал, что нас 10 человек, поставил бы лавки в кузов. Попрыгав, кто в кузов кто в кабину, двинулись. Через несколько минут промежуточная остановка у "Дашеньки". Добрав необходимого провианта, трогаемся. Не знаю каково было в кабине, но у нас в кузове было очччень даже не плохо ....
"Газель" заказывали еще из Москвы через знакомого по 2002 году водителя Алексея. Расстояние - примерно 60 км. Отдали 1500 руб. Ребята адекватные, можно звонить и договариваться. Алексей - 8-916- , Александр - 8-905-1679687

7:50. Мост через Вытебеть. Вот мы и на месте. Солнечно, но порывистый северный ветер напоминает - еще не май-месяц. Первичная визуализация местности не приносит желаемого результата - реку никто не узнает! Это не Вытебеть, хотя карта утверждает обратное. С мучительными подозрениями приступаем к завтраку плавно переходя к сборам.

13:04. После почти четырехчасовых сборов мы наконец-то встали на воду. Чувство, что мы не на той реке - не покидает меня. Не покинуло оно и после нескольких ходовых часов, ни одного более-менее знакомого места не прошли. О Вытебети напоминает только большое количество завалов, буквально каждые 20-30 минут. Холодоустойчивый Мухин (пока еще юнга с байдарки СенСея) выскакивает постоянно по пояс в воду: некоторые завалы приходится рубить и вытаскивать бревна на берег - Жираф машет топором, Мухин таскает бревна и байдарки, берега илистые топкие - перенос по берегу невозможен.

16:20. На достаточно широком и спокойном участке реки (пока еще все-таки я не уверен что это Вытебеть), экипаж Маши и Давида совершает оверкиль. Мы чуть-чуть не успели на это зрелище. Из рассказов Маши: "Уснула я так хорошо, просыпаюсь - уже гребу в воде". Жираф с Ленчиком поймали уплывающие шмотки, и мы с ним помогли Давиду вытащить байду на берег. Переодевания и обсуждения заняли почти час, и в 17:30 мы с Ёжиком пошли догонять остальных. Ранний подъем и многочисленные завалы вымотали народ, и часов с пяти начались разговоры о стоянке. Но мест для лагеря абсолютно не было - берег высокий и топкий, густые кусты. И вот в начале восьмого мы подошли к очередному завалу. Решили встать на левом берегу на окраине поля, а утром прорубиться через завал. С низовья реки тянет дымом, а как стемнело на горизонте было видно зарево, а потом и языки пламени - вдали горели поля. Из-за многочисленных завалов до планируемой стоянки не дошли. Пройдено 14 км.

27.04.06. 9:00. Ночью было довольно холодно. В байдах и посуде был обнаружен лед. Солнышко начинает припекать и жизнь на поляне возобновляется - бабочки, шмели, пчелы, муравьи и мы - все двигаются поближе к корму, каждый к своему. После завтрака, три богатыря - Жираф, СенСей и Мухин, прорубили брешь в завале. Сборы уже не столь продолжительные как накануне и в 12:20 мы отваливаем. От нашего экипажа поступает предложение - досрочно встретить Первомай - завтра! Принято единогласно.

12:45. Бетонные плиты уложенные на трубы большого диаметра - мост через реку, а главное ориентир - все-таки мы на Вытебети! Народ решает пропускать байды в одну из труб, но мне не хочется отвязывать с кормы герм и пенки и я лезу в крайнюю трубу, надеясь протащить байду. Удается, хотя треть пути пришлось тащить ее по сухому. Вроде бы без последствий (вот именно, что "вроде бы"!). На проводку у нас ушло минут сорок и в 13:20 двигаемся дальше. Перетаскиваемся, пропихиваемся, рубимся и пилимся почти каждые 15-20-30 минут, и это несколько напрягает. Мы рассчитывали, что это закончится в первый день! Во время очередного перетаскивания, обнаруживаю порез под левым пилоном. Вода хлещет как из водопровода! Скорее всего продрал когда пролезал через трубу. Но сам пилон не задет, поэтому идем дальше. Завалы, завалы, ... Самые активные на них - Жираф и Мухин (босиком и полуголый). К концу второго дня, последний получил гордую кличку "Кужугетович".

17:30. Проходим местную достопримечательность - "Поворот им. СенСея" (см. отчет 2002 года).

19:30. Вроде бы неплохое местечко для лагеря. Решаем вставать. Песчаный берег со множеством следов живности. Углубившись в лес, Давид повстречался с лисой. В общем - жизнь кипит. Рядом в овражке протекает ручеек - вода чистая, Жираф из пластиковой бутылки (самая нужная вещь в походе - для чего только их не приспосабливают) соорудил удобный сливчик. Осмотрев байду, обнаруживаем тонкую царапину по всей длине и два пореза, а могло бы быть все гораздо хуже. Кроме этого пострадал кормовой герм (немного подмокли макароны и хлеб) и герм с палаткой и спальниками (удалось подсушить до отхода ко сну). В расчетный график так и не вошли, опаздываем где-то часа на 2-3. Отбой в начале двенадцатого. Пройдено 12 км.

28.04.06. Подъем начиная с 8:00. Переменная облачность. Ночью было непривычно тепло. Праздник Первомая ознаменовался торжественной помывкой голов экипажем Жирафа. "И что характерно, многие этого не одобрили!". Клеим нашего "Шмурзика". На все про все понадобилось минут 20. Опять неспешные сборы и как итог - отошли в

13:00. Опять не нагоним!

13:30. Деревня Шваново. Воды - нет, магазина - нет, населена роботами (шутка!).

13:40. Сразу за деревней сужение реки, течение убыстряется. Проход под левым берегом, под правым затаскивает под дерево!

14:05. Левый поворот и сужение. Остатки какого то инженерного сооружения, проход по центру. Сразу после - небольшая шиверка.

14:45. ЛЭП, хотя на на карте не обозначена.

15:30. Небольшой завал и песчаный пляжик за ним. Справа впадает речушка без названия. недолгий перекур и дальше в путь.

15:55. Мост у дер. Ягодное. Перед ним остатки старого моста, к которым прижимает течением, если вовремя сильно не выгребать. Здесь к нам приходит понимание всей серьезности нашего положения - мы до сих пор не в графике. В голове рождается коварный план - ужесточить дисциплину - утром выходить раньше, вечером вставать позже, грести чаще. Пока подтягиваются остальные, иду осмотреть деревню. Та ее часть , что около берега - мертвая. Ни воды, ни магазина естественно нет. В километре стоят несколько домов, вроде бы жилые. На пригорке около моста обелиск "Погибшим при освобождении Ульяновского района. 1942 - 1943" и памятник Зам. командира 26-й эскадрильи ... авиаполка Герою Советского Союза ст. лейтенанту Поколодному. 26 лет. Погиб 01.04.1942 г.

16:37. Очередной завал, рубимся. Жираф и Кужугетович как всегда впереди всех. Сегодня Кужугетовича переименовали в Старпома. Поводом послужило повышение в звании (уже два года ходит юнгой), которое он заслужил от своего капитана (СенСея). За нынешние заслуги перед капитаном и остальными экипажами, СенСей перевел его в Старпомы. К этому времени, обстановка с завалами серьезно улучшилась и как следствие, работы у новоявленного Старпома - уменьшилось. Из наблюдений нашего экипажа: любимая команда Старпома (выполняется мгновенно и неукоснительно) - "Отдыхай!", обычный ответ - "Как скажешь, Хозяин!", после чего он принимает горизонтальное положение, закуривает, периодически отхлебывает из горлышка, а иногда даже пытается дремать.

17:20. Дер. Горицы. Естественно - ни воды, ни магаза.

17:40. Справа впадает небольшая речка.

18:00. Дер. Мелихово, о чем нам сообщает рыбачок с берега. Кстати, по-моему, это первый человек, которого мы увидели после расставания с водителем.

18:10. Брод на окраине Мелихово.

18:20. Течение замедлилось, русло стало шире. Впереди слышен шум - наверное небольшая шиверка. Так оно и есть. Достаточно длинная, с каменистым перекатом.

18:40. Подвесной полуразрушенный мостик. В народе роптания и мысли о горячей "писче" и ночлеге.

19:15. Брод, небольшие перекаты и почти сразу справа впадает р. Радубеж.

19:30. Наш авангард - экипаж Жирафа, нашел живописную стоянку в березовой рощице на высоком правом берегу. За ужином обсудили сложившуюся обстановку и наши дальнейшие планы. Нашим экипажем были предложены два варианта - либо напрячься и завтра пройти побольше (надо обязательно впасть в Жиздру), либо никуда не торопиться и сниматься из Ульяново, до которого осталось часа два хода. Единогласно приняли первый вариант и решили, утром, в 9:00, выслать гонцов в Ульяново (Жираф-Ленчик, СенСей-Старпом), а все остальные выходят в 11:00.

Праздничный ужин ознаменовался кулинарными изысками СенСея (копченая рыбка из собственной коптильни) под великолепный закат. Обрадованный  столь стремительной карьерой (от юнги до Старпома) Мухин выясняет у костра у собравшихся, что за странные команды отдает ему периодически СенСей - "Идем на кусты!; Идем в треугольник!", и не наблюдается ли подобного на других судах.. Пройдено 24 км.

29.04.06. 6:30. Жираф копошится около костра.

7:00. К "Будильнику" присоединяются остальные гонцы.

8:00. Выковыриваюсь из теплой берлоги в весьма прохладное утро. Возле костра оживленно беседуют отъезжающие "девятичасовым экспрессом". Несмотря на первую относительно теплую ночь, байдарки покрыты легким инеем и внутри наблюдается лед.

8:30. Выползает из палатки Еж и молча удаляется в лес. Гонцы пакуются. Начинаю побудку оставшихся бойцов.

9:04. "Девятичасовой экспресс" отбывает с четырехминутным опозданием. Остальные пытаются приступить к завтраку.

11:04. Ровно! через 2 часа стартуем и мы. Солнышко, небо чистое, легкий северный ветер.

11:20. Недостроенный мост. Где-то справа дер. Красногорье, но с воды не видно.

11:40. Слева впадает р. Черебыть.

11:45. Остатки то ли моста то ли плотины. Проходим под левым берегом.

12:04. Проходим стоянку "Похода 2002". Отставание от запланированного графика уже ровно 1 час.

12:25. Гонцы вышли на связь по радиостанции: "Пыво закуплено!". налегаю на весла с удвоенной силой.

12:50. Разрушенная плотина перед Ульяново. "Герои", расположившись на солнечном бугорке, пьют пиво и рассказывают о походе в магаз и цепляют клещей. Постепенно подтягиваются все байдарки. Осматриваем плотину и понимаем, что воды много и можно смело проходить как в прошлый раз.

13:20. Проходим фотографируясь. Стряхиваем клейщей с байдарок. Следующая остановка - Дурнево, пополняем запасы воды.

15:15. Окраина Дурнево. Жираф распивает с местными. Родник на левом берегу (правый поворот реки), в колодцах вода плохая. Дожидаемся подхода остальных. Начинаются расспросы - сколько еще идти. Много, много!

16:10. Раскидав канистры по байдам, двигаемся дальше. Сразу после родника, перекатик и почти сразу автомобильный мост. Экипаж Жирафа уходит как всегда вперед, задача - идти "до упора" и там искать стоянку. "Знаю цель, не вижу препятствий!"

17:15. Каменистый перекат, где-то недалеко дер. Слободка. Небо затянуло тучками, ветерок стал заметнее, несколько похолодало.

17:30. Дер. Слободка. В народе легкая паника, но надо идти, вариант с отступлением остался в Ульяново.
18:00. Дер. Жуково.

19:40. Небольшой, но труднопроходимый завал. Байды СенСея и Нафани уходят вперед, а мы с Ежиком остаемся дожидаться Давида и Машу. И все-таки холодно! Особенно когда не гребешь.

19:55. Помогаем пройти завал замыкающим. Интересно, далеко ли ушел Жираф? Если они будут идти часов до восьми,  то мы таким темпом дотянем до стоянки часам к  одинадцати.

20:15. Дер. Белый камень. Неужели авангард таки "впал в Жиздру"?

20:30. ЛЭП.

20:45. Вот и стоянка с достопримечательностью - радостный Жираф мечется по берегу, размахивая флагом и привлекая опаздывающих - за кустами стоянки не видно. Народ разгружается, а экипаж Жирафа здесь уже с 7 часов!

20:55. Подтягивается арьергард. Стоянка - достаточно ровная поляна (густая, примятая, прошлогодняя трава), окруженная кустами, с дровами туго (зато с клещами все нормально!), но вариантов не было. Народ упетался. Ворчащий СенСей бродит вокруг палатки и развешивает мокрые вещи - потекла канистра с водой в байде - в результате промокли вещи в видимо плохо закрытом герме. За ужином долго обсуждали день сегодняшний и уточняли по дню завтрашнему. В итоге, решили встать в 8 и выйти не позже 12, дабы идти в более-менее спокойном режиме. Вдали, на противоположном берегу видны огни дер. Дретово. Отбой с 23-х до 00:00. Пройдено 45 км.

30.04.06. 8:15. В лагере непривычная для утра тишина. Видимо "Будильник" дал небольшой сбой. Без особого энтузиазма выползаю на улицу. Холодно и байдарки как всегда в инее. За шесть лет наших выходов на Майские, впервые так холодно! Появляется Жираф и мы разжигаем спасительный костер. За завтраком обсуждается предстоящий поход в магаз в дер. Булатово. Между делом провожу амбулаторную операцию по извлечению клеща из Давида (первый раз вижу клеща, вцепившегося в висок). Похоже я становлюсь штатным "дохтуром" в наших искпедициях, это уже четвертый мой пациент. После вчерашней гребли у некоторых потрескались на руках пальцы (холодная вода в совокупности с прохладным ветром дает себя знать), но больше всех пострадал Старпом - у него еще и на ногах.

12:20. Отошли. Переменная облачность, как всегда присутствует небольшой северный ветер.

12:35. Впадение в Жиздру, которая раза в два шире Вытебети, и ветер естественно сильнее и холоднее, да к тому же еще и "попутный". Приходится идти под самым берегом.

12:50. Проходим стоянку, где в прошлый раз мы дневали с Ежиком двое суток. На берегу вся трава выжжена. За поворотом огромный песчаный пляж с примыкающим лесом. Отличное место для размещения большого количества народа. Встречаем здесь первых сплавляющихся (катамаран и надувная лодка), говорят, что в основном пришли на реку по части попить водочки, потому не торопятся с выходом и в основном их народ еще спит.

13:05. На правом берегу дер. Кричина, а на левом, на дереве висит здоровенный кусок то ли трубы, то ли еще чего-то - "телефон", для вызова лодки с противоположного берега для переправы.

13:25. Солнышко периодически прячется за тучки и становится прохладно.

15:15. Окраина Булатово, впадение р. Лукосна. Шумно собираемся в магаз, но нас тут же расстраивают местные - магаз закрыт, воскресенье. Наши меня чуть не порвали! Это я всю дорогу утверждал, что в прошлый раз он работал даже 9 Мая! Решили все-таки сходить (очень уж мы рассчитывали на пиво). Выдвинулись Жираф, Ленчик и я (тк один знал, где находится заветный пункт). Магаз был действительно закрыт (работает с 9 до 18, обед с 13 до 14, вых. - воскр.). Прямо напротив него - вилла нового русского, такая добротная, без фанатизма, но с двумя страусами! Думал глюк, оказалось - настоящие. Сфотографировавшись у колоритного Сельпо, решили метнуться в Волконское (по карте километра два). Двинули. Увидев пацанов на великах, Жираф предложил взять у них на прокат. Постеснялись ;). Метров через 150 опять они. Мы поняли, что это судьба и вступили в переговоры. Когда один из лисипедов уже был в моих руках (сговорились на 50 руб. на двоих), выяснилось, что мамик одного из них - продавщица закрытого магаза. В этот момент она появилась в окне и после наших непродолжительных канючений, типа - "Мы сами не местные, на байдарках идем, друзья на речке без хлебца и пивка погибают", она сжалилась и мы все двинулись к желанной цели. Надо заметить, что она не зря топтала свои ноги - не успели мы у прилавка перечислить и половины всего необходимого нам провианта, очередь выстроилась аж до крыльца! Затаренные и одухотворенные вернулись мы к соратникам, а они тем временем набрали водицы, благо метрах в 100 ниже по берегу есть родник.

16:20. Отвалили. А с пивом то оно всяко веселее идти!

18:00. Подошли к району заключительной ночевки, дальше мест для стоянок не будет - поля. Долго лазил по берегу в поисках нормального места. Берег высокий и сильно зарос кустами.

18:30. После очередного рейда на берег, мы с Нафаней присматриваем отличное место для ночевки, но с тяжелым выходом с воды. Жираф в это время на буксире подтаскивает нашего Шмурзика с дремлющим Ежом. Еж после буксировки коварно намекает, а не забыть ли в следующий раз нам весла :). Становимся, разбиваем лагерь. Солнечно, высокий песчаный берег, сосняк - красотищаааа!!! Костер прямо около обрыва и за ужином наблюдаем закат. На левом берегу видна дер. Клюксы. Чуть выше по реке на забракованной нами стоянке (уж очень берег крут) стали встреченные накануне катамаран и складная металлическая лодченка. Стемнело, они раскинули створ на берегу из огней - ждут своих, и вот в полной темноте, часов в двенадцать с визгами и нервным смехом подошли соратники. Вся компания гудела почти всю ночь, а в семь утра они чуть ли не в полном составе тихо рыбачили, растянувшись по всему берегу. Оччень загадочный народец!

Завтра часов в 12 нам надо быть уже в Козельске. Идти часа 2, выходить надо в 10. Подъем назначен на 7:00. Ночь ясная и холодная. Огромное количество звезд и молоденький месяц. Народ постепенно расползается по норам. Последними уходим мы с Ежиком. На часах 00:30, уже 1 Мая. Пройдено 28 км.

01.05.06. 6:40. Проснулся от того, что кто-то копошится в районе костра. Этим "кто-то" оказался, конечно же, Жираф. Пьем с ним кофе.

7:00. Начинаем будить народ, который постепенно выползает к костру.
Где-то в 8:30 экипаж Жирафа повторяет свой же "подвиг" - мытье головы!

9:30. Начинаем сбрасывать на воду байды и народ поочередно отваливает.

10:05. Мы замыкаем процессию отъезжающих. Солнечно, но опять-таки ветерок в мор.., в смысле - в лицо.

10:20. Проходя дер. Волковынка, слышим первого в этом году соловья.

11:10. Автомобильный мост.

12:30. Козельск. Крутой левый берег. Остатки опор моста. Окончание водной части маршрута. Пока основная часть народа собирается, снаряжаем Жирафа и Ленчика на станцию за билетами. Снятие с берега назначаем на 14:00. Пройдено 17 км.

13:45. Ежик созванивается с гонцами и выясняет - билеты взяли на 16:20.

14:00. Снимаемся с берега. За пару ходок вытаскиваем наверх весь скарб. Практически сразу останавливаем "Маршрутку" и заполняем ее полностью нами и вещами. Проезд - 6 руб. Отдаем водиле "стольничек" и он доставляет нас на автовокзал. А четыре года назад мы с Ежиком шкандыбали сюда с рюкзаками и мокрой байдой вдоль жд полотна аж 1,5 часа! Ожидание автобуса проходит под пиво, консервы, расчеты затрат и отдачу долгов.

16:15. Подали автобус. Видавший виды "Мерседес". Шмотками заняли почти все багажное отделение.

16:20. Отъехали. В автобусе душно и пыльно, в прошлый раз было гораздо комфортнее. Едем только с остановкой в Обнинске. Единственная существенная пробка - километров за 20 до Москвы, авария.

21:30. Автовокзал "Теплый Стан". По дороге выяснилось, что почти всех встречают на машинах, поэтому пришлось и нам задействовать Земона, за что ему отдельное "Спасибо". В Москве оказалось тоже не очень то тепло, но нам было уже не привыкать!

Заключение. Маршрут замечательный, но надо сразу настраиваться на завалы и не расслабляться. За 5 дней проходится нормально. Лучше идти не в конце апреля, а в начале мая, тогда по берегам все будет уже зеленое (как было в 2002 году). В этот раз грязно-серо-коричневые краски по сторонам не очень то радовали глаз. Очень много живности, все-таки "Орловское полесье" - бобры, аисты, журавли, утки, зимородки и тд.
По продуктам. Закупаться можно естественно в Орле, а также докупать все необходимое в Ульяново. Магаз в Булатово тоже достаточно неплох (учитывая что это "Товары повседневного спроса").

Буба & Ежик, май 2006


Фототчет по Вытебети 2006    О зиморОдках на реке Вытебеть

Hosted by uCoz