«Больное
место «Щуки»
Практическое руководство по лечению энтого «места»
в полевых условиях,
не разбирая байдарки.
Случилось это в походике на Истру 21 - 22 июля 2001 года. Жара стояла жуткая и по всей Истре из воды торчали головы отдыхающих, мешая нашему продвижению. Весь день 21 числа шли не торопясь, попивая пивко и периодически окунаясь в реке.
На ночевку как обычно
остановились на левом берегу, напротив дер. Павловская слобода, примерно в 100
метрах ниже подвесного моста.
С самого утра 22-го началась
жара. Как обычно, примерно в 12 дня мы были готовы к отходу. Вот отсюда то и
начались неприятности ...
Экипаж
Жирафа и Медведь решили пораньше вернуться в Москву и поэтому стали торопиться.
А тк нам с Ежиком не особо хотелось (вернее даже - совсем не хотелось)
возвращаться в жаркую Москву, мы решили уезжать из Усово как можно позже. Но
эти решения были приняты всеми как то невнятно, без официальной огласки,
поэтому когда два наших экипажа стали удаляться в сторону горизонта - мы
решили, что они идут как обычно впереди и периодически мы их догоняем, а они
решили, что мы все уже попрощались и можно рвать когти в Москву (причем даже не
включая радиостанции). В общем, получились полные непонятки!
Перед
тем как сесть в байдарку, мы с Ежиком решили искупаться, и когда я стал
залезать на свое место, услышал неприятно-непонятный свистящий звук, исходящий
от носа байды. Первая мысль - вылетел чопик из патрубка! (надо отметить, что
фланцы для подкачки в этот раз разместились у нас в носу, а не в корме, как
обычно) Но не тут-то было!!! Чопик на месте, а баллон травит прямо на глазах!
Быстро к берегу (благо, что там воды - чуть ниже пояса
:), ну, в общем не много ...). На берег байду
уже вытащили с полуспущенным правым баллоном.
Наши еще виднеются вдали, уходя за поворот. Пытаемся связаться по радиостанции - результат отрицательный, радиостанция у них выключена.
Делать нечего - надо ремонтироваться своими силами. Тк внешних повреждений баллона не наблюдается, значит что-то с фланцем. Надо разгружать байдарку, выворачивать, вынимать баллон и разбираться с ним. Но это очень долго и поэтому принимается решение - слегка распороть внутреннюю оболочку шкуры в районе фланца (благо там есть шов), вытащить часть баллона с фланцем наружу и ремонтировать, те практически не разбирая байдарку. Решено - сделано! При ближайшем рассмотрении выяснилось - фланец почти полностью отвалился от баллона!
Причины
видятся три:
1.
Солнце
нагрело оболочку байдарки (она все-таки синяя), пока мы загружались и
готовились к отходу, и из-за высокой температуры фланец отклеился от баллона.
2.
Обычно
байдарка заправляется так, чтобы фланцы оказывались ближе к корме, около
капитана. Не знаю всех причин, для чего это делается, но в одной теперь уверен
точно - когда гребешь, борта байдарки постоянно мокрые, что не позволяет им
нагреваться. А когда фланцы располагаются на месте матроса, они остаются
сухими, тк расположены не около сидения матроса, а гораздо ближе к носу
байдарки и тем самым не намокают даже когда матрос гребет (как раз наш вариант
в описываемый выход).
3.
Может
быть первые две причины и не повлияли бы на соединение «фланец - баллон», если
бы изготовители соблюдали технологию. Как потом выяснилось (разговаривали с Михаилом,
занимающимся продажей «Щук» в Москве), при изготовлении баллонов, какой-то
«дядя Коля» скорее всего вместо положенных (предположим) 80-ти градусов,
необходимых для «сварки» фланца с баллоном, решил что будет достаточно
(предположим) 60-ти. Вот на жаре это все и поплыло!
В
полевых условиях, тем более «на весу», клеить не очень-то удобно, да мы еще и
торопились. В общем, первая попытка оказалась не совсем удачной. Пришлось опять
вынимать часть баллона и заливать клеем оставшиеся полости между фланцем и
баллоном (рекомендованный производителями «Уран», кстати, при правильном
использовании, держит мертво). Вторая попытка немного улучшила состояние вещей
и мы начали готовиться к отходу. При накачке баллона, внутренняя оболочка
начала расходиться, что в общем-то естественно! Чтобы не тратить время на
зашивание (а также на случай очередной подклейки), стягиваем шкуру булавками.
Загрузились
и отошли. Пока вроде бы все в порядке. На все про все понадобилось часа 2.
Через некоторое время почувствовали, что баллон таки травит, причем заметно.
Пришлось проложить между шкурой и фланцем дуги от палатки. Травить вроде бы
перестала. Но все равно, за весь остаток похода пришлось пару раз останавливаться
для подкачки, а кроме того, Ежик всю дорогу поливала шкуру над ремонтированным
фланцем, охлаждая ее. До Усова дошли уже без приключений и как планировали,
уехали в Москву на предпоследней электричке, уже по холодку.
После
этого выхода, мы съездили к Михаилу (продавцу байдарок), чтобы поменять
некачественный баллон. Но так как в то время у него не было запасных, он сам
вклеил новый фланец, показав и объяснив, как это следует делать чисто
технически. Из разговора с Михаилом узнали, что этот брачок периодически всплывает
в той или иной партии байдарок, тем самым, являясь «больным местом Щуки».
Поэтому, при покупке надо уделять этому моменту особое внимание (хотя как это можно
проверить - сказать затрудняюсь).
После
этого вроде бы подобных проблем пока не было (тьфу, тьфу, тьфу!!!).
J
P.S.: Кстати,
баллон начал травить еще на «Первомайский» выход (р. Жиздра). Правда это
произошло в последний день, когда встали на «дневку» около д. Чернышено. Вытащили
байдарки на берег и уже разгружались. Минут за 5, пока я перетаскивал вещи с
берега на стоянку, правый баллон спустил так быстро, что если бы это произошло
на воде, то я и до берега бы не дотянул. Но тогда была другая проблемка - между
трубкой для подкачки и непосредственно фланцем образовалась щель, через которую
и травил воздух. Уже дома я залил это дело все тем же «Ураном» и мы больше не
возвращались к этому вопросу.
Хома.
20.05.2002